Русина С.В., старший воспитатель
«Игра порождает радость,
свободу, довольство, покой в себе
и около себя, мир с миром»
Фридрих Фребель
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игре присущи черты:
- Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности.
- Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения.
Функции игры:
- Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)
- Коммуникативная
- Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)
- Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
- Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!
Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.
Так Ф. Фребель в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры, внешних органов чувств (сенсорные игры, движений (моторные игры) .
Характеристика видов игр немецкого психолога К. Гроса:
- 1 группа по педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю.
- 2 группа совершенствование инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживание.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.
П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы:
- Имитационные (подражательные)
- Подвижные (игры с правилами)
В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы:
I. Творческие игры:
- режиссерские,
- сюжетно-ролевые,
- театрализованные,
4. игры со строительным материалом
II. Игры с правилами:
1. Подвижные игры:
- по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности)
- по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.)
- по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)
2. Дидактические игры:
- по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.)
- по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новосёловой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.
Выделяют три класса игр:
1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, - самостоятельные игры:
• Игра-экспериментирование:
Структура занятия-экспериментирования
А) Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Б) Тренинг внимания, памяти, логики мышления
В) Уточнение правил безопасности жизнедеятельности.
Г) Уточнение плана исследования
Д) Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Е) Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Ж) Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментов.
Этапы экспериментально-исследовательской работы:
1. Определение и постановка проблемы.
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения.
3. Непосредственное проведение эксперимента.
4. Обобщение полученных данных.
5. Вывод.
• Самостоятельные сюжетные игры:
- Сюжетно – отобразительные
- Сюжетно-ролевые
- Режиссерские
- Театрализованные
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
• Игры обучающие:
- Дидактические
- Сюжетно-дидактические
- Подвижные
• Досуговые игры:
- Игры-забавы
- Игры-развлечения
- Интеллектуальные
- Празднично-карнавальные
- Театрально-постановочные