Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Творческие способности человека далеко не новый предмет исследования, однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Сегодня с уверенностью  можно сказать, что каждый нормальный человек рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности. В детстве мы все были талантливыми. Сколько знали стихов, песен, игр! Какие сочиняли увлекательные истории и, конечно же, все с наслаждением рисовали. Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают. Рисуют и то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в своем рисунке. Они рисуют даже запахи. Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия. Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. Радость творчества знакома каждому малышу. А если ребенок не испытывает желание рисовать, то, по мнению ученых, с этим ребенком не все в порядке, и он требует определенного лечения. У здоровых детей увлечение рисованием, к сожалению, проходит к подростковому возрасту, и верными изобразительной деятельности остаются лишь единицы. Но чтобы этого не случилось, чтобы не ушло из жизни ощущение радости созидания, необходимо развить и укрепить в каждом ребенке качества творца, художника, которые пригодятся ему на любом жизненном поприще. Художник в широком смысле слова – это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать, кому открыта красота окружающего мира, гармония и совершенство природы и искусства. И задача взрослых – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами. Ребенку необходимо самому побыть автором, погрузиться в стихию художественного творчества. Как же помочь ребенку встать на позицию творца? Как поддержать познавательный интерес детей к искусству? Занимаясь с детьми изобразительным творчеством, я поняла: для того, чтобы детское творчество успешно развивалось, необходимо найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки. Чувственное познание мира, кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей дошкольного возраста не вызывает больших затруднений. Попробуйте нарисовать, как таинственно шуршат под ногами осенние листья или нежно звенит хрустальный колокольчик; изобразите горький запах полыни или свежий аромат весеннего ветра. Сама постановка вопроса вызовет у взрослого недоумение, а ему, ребенку, подвластно все. А сотворить чудо помогают необычные приёмы, необычное сочетание материалов и инструментов, которые являются универсальными в использовании. Сколько удивления, радости и восторга появляется в глазах ребят каждый раз, когда я знакомлю их с новым приёмом. Начинаю работу в младшем дошкольном возрасте с техники пальцевой живописи. Многие художники не чурались этой очень простой в исполнении техники. До сих пор создает свои замечательные произведения, используя этот прием, немецкий художник Юккер. Техника печатания оттисков стара как мир и, очевидно, первыми печатями служили (и по сей день служат) человеческие руки и ступни. Попробуйте обмакнуть в гуашь пальцы и изобразить с помощью отпечатков… цветок-ромашку, павлина (ладонь – туловище, пальцы - хвост), собаку. Пробегитесь босиком по краске, а затем по чистому листу ватмана – вы даже не представляете, какие фантастические композиции получатся! Детям очень нравится получать изображения, используя готовые формы. Поддержать этот интерес – моя задача. Для работы изготавливаем простейшие «печатки» из овощей. Печать из различных материалов – очень увлекательное занятие для детей. Пейзажи, выполненные поролоновой губкой),или цветной манкой, завораживают взгляд . Возможно и применение нескольких техник. Использование в структуре одной работы нескольких нетрадиционных техник рисования, с условием соблюдения композиционной целостности, позволяет добиться ее содержательного и технического богатства. Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют мне возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного занятия, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно - творческой деятельности, , что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным. С другой стороны, дошкольники получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения. Они учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, оформлять их до узнаваемых, погружаясь в удивительный мир творчества. В этом педагогическом процессе важна система, последовательность усложнения деятельности детей и положительные оценки этой деятельности. Могу с уверенностью сказать, что занятия нетрадиционными приемами рисования дают высокий развивающий эффект: у детей отмечается повышенный интерес к их содержанию, к решению поисковых задач, появляется широта интересов – стремление заниматься разными и непохожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных ее сферах. Все это становится основой накопления многообразного опыта и постоянной его переработки, трансформации в новые образы, идеи. Я верю, что смогу – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами. Рисуя то, что нравится и интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытать его. И наиболее важными условиями развития творчества считаются, безусловно, творчество самих педагогов, их увлеченность воспитательно-образовательным процессом, доставляющим всем удовольствие и радость. А это одна из основ творческого потенциала дошкольников, которая дает всем желаемые результаты.
Категория
Работа с педагогами