В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезают его красота , образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Чтобы помочь дошкольникам осваивать богатство родного языка, а также для успешного развития их эмоционально-мыслительной сферы, ценное место должно быть отведено самостоятельной художественно-речевой деятельности, которой в настоящее время уделяется не достаточно внимания педагогами дошкольных учреждений. Несомненен , эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии четкой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий. Я считаю что сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах, формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей. Поэтому, я ставлю перед собой цель формирование творческой личности дошкольника, через устное народное творчество. Я, воспитатель 1 категории детского сада комбинированного вида№3 города Кропоткина. Имею среднее специальное образование , по специальности воспитатель в дошкольных учреждениях. В должности воспитателя работаю 11 лет. На формирование этого опыта оказали влияние следующие факторы: - изучение методической литературы; - изучение опыта коллег; - Курсовая переподготовка, курсы повышения квалификации. Тема фольклора мне очень близка с детства. Прежде чем знакомить детей с русским фольклором самой пришлось многое вспомнить, узнать новое ,прочесть, изучить, постичь сердцем. я познакомилась с трудами собирателей произведений русского народного фольклора: Нечаева,Д. Н. Садовникова,В.И. Даля,М.А.Рыбниковой и др. Посещала семинары и открытые занятия по этой теме. Много разговаривала со своей бабушкой о фольклорном наследии наших предков, общалась со старшим поколением ближайших хуторов, деревень, поселков, записывала народные песни, заклички ,прибаутки. Таким образом, на первом этапе мною был накоплен, необходимый для дальнейшей деятельности методический материал. И самое главное, что меня толкнуло на это – богатейший клад наших предков, оставленный в дар нам. А задача воспитателя воздействовоть именно на душу, учить самовыражаться, фантазировать, творить красоту через русское слово. Считаю, что нужно начинать свою работу по знакомству с фольклором с младшего дошкольного возраста. Ценность фольклора заключается в том , что с его помощью я научилась легко устанавливать с ребенком эмоциональный контакт. Песни , сказки, потешки – незаменимое средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Особую значимость фольклор представляет в первые дни приывания в детском саду малыша. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя с малышом. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем отвлечся и успокоиться. Перебираю пальчиками Данила и приговариваю: Этот пальчик – дедка, Этот пальчик – бабка, Этот пальчик – папенька, Этот пальчик –маменька, А вот этот - наш малыш, А зовут его Данил! Мальчик посматривает то на меня , то на свои пальчики. Прислушивается к словам потешки веселеет. Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Для выполнения этих задач подобрала серию потешек, прибауток, частушек, попевок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с четким ритмом, пробуждали к действию, движениям. Сколько в этих, казалось бы незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмических движениях .Большое внимание уделяю подбору иллюстрированного материала. Предпочтение отдаю таким художникам, как Васнецов, Елисеев, Игнатьев и др. Я сама обшила и обвязала десяток кукол по всем сезонам года, своими руками сшила множество разных меховых забавных зверюшек, которые являются неизменными «участниками», верными спутниками и сотоварищами по играм и развлечениям моих детей. Известно, что словарный запас детей этого возраста еще не велик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Разумеется, тексты я заучиваю наизусть и конечно, ищу соответствующие интонации: колыбельную произношу нараспев, ласково, негромко, веселую потешку – задорно, с юмором, с улыбкой. Ребята реагируют на потешки не одинаково. Так если Данила Настю, Варю успокаивают потешки с перебиранием пальчиков, то Илья, Рома, Милена на эту потешку почти не риагируют. Я пробую привлекать их к играм в сопровождении потешек. Сажаю Рому на лошадку и приговариваю: Еду, еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке. Так приходится учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки»звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова народной потешки! Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка Ты его поймай-ка. Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создавая веселое настроение. Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели ,раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешке. Так, во время умывания говорю Маше, Варе: Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики. Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему я стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка вовремя кормления. Настя, Влада ели плохо, без аппетита. Чтобы вызвать у них желание есть, я произношу: Умница Катенька, Ешь кашу сладеньку, Вкусную душистую. Настя которая сначала отодвигала тарелку, бралась за ложку Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, помаме. Такое поведение не редкость в первые дни прибывания в детском саду. Маше которя не хотела ложиться в постель,Данилу, котрый долго не засыпал и смотрел на меня грустными глазами, я ласково, убаюкивающе говорила: Вот и люди спят, Вот и звери спят, Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайцы спят на травушке, Утки на муравушке, Детки все по люлечкам… Спят-поспят, Всему миру спать велят. Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней( она знает много потешек)проговариваем: Вот они сапожки, Этот – с левой ножки, Этот – с правой ножки, Если дождичек пойдет, Наденим калошки. Использую потешки , как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка. Ребенок не только овладевает речью, но и пробщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. например во время кормления кукол Саша, Кристина и Вова приговаривают: «умница катенька ешь кашку сладеньку». Потешка воспитывает у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и добра Желательность потеше вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего Диму поднимает Надя и приговаривает: «не плачь, не плачь, куплю калач» Показывая детям новые игрушки, приговариваю потешки. малыши играют, пытаются, подражая мне, сочетать свои действия со словами потешки. Однажды я взяла знакомую куклю- мальчика Ваню. Произнесла потешки. ребята смотрели ,подговаривали подпевали: Ой, ты, сынок, Медовый сахарок, Румяный пирожок, Березовый душок. (подбрасывала Ваню вверх, опускала его на колени.) Ой, дубок, дубок, дубок, Скоро Ванечке годок! (кормила куклу, укладывала спать.) Спи-ка усни, Дитя Ванюшенька, Все ласточки спят, И касаточки спят, И куницы спят, Нашему Внюшеньке спать велят. Я напеваю колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые я пою но и сами поют куклам – и про кота-воркота, и про гулей, про серого волка. Приучая ухо к интонационному строю родной речи. Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопится опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, я стала подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей – Дочка моя – куколка». Дети укладывали кукол спать под русскую колыбельную песенку, учили их ходить и ритмично проговаривали ходушку, а, любуясь куколкой дети ласково проговаривали: Вот какя ты у меня красавица! Гласки – бусинки, Носик – пуговка, Ротик – клюковка, Дочка моя – куколка!(нежно прижимали к себе, целовали). Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают мой костюм, корзиночку которую я держу в руках, с восторгом встречают игру «коза-рогатая» и уже знакомую «Ладушки». Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой-забавушкой, рассказывать ей о козе. Опыт работы подсказал мне, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаю. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками. Известно, что наибольший эмоциональный отклик у детей вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому я рассказывала родителям о значении эмоционального общения с ребенком. Провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку передвижку. Оформила тематическую выставку, на которой особой популярностью пользуется раздел «детский фольклор». Однако в перспективе мне предстоит еще работа с младшими дошкольниками по формированию их речи, навыков культурного поведения и умения правильно оценивать происходящее. В этом мне помогают более сложные формы народного словесного творчества. Так более старших детей я знакомлю со считалочками, пословицами, поговорками, загадками, небылицами, в которых кроется богатство словесного ритмического творчества и всяких выдумок. Популярны также и песни дразнилки, песни насмешки – особый, очень забавный и интересный вид детского творчества .Знакомлю детей с русскими традициями, обрядами, народными праздниками. В подготовительной группе знакомлю с былинами. Для этой работы у меня собран богатейший материал. Хочу остановиться на каждом из жанров подробнее. Пословицы и поговорки. Сказки. Загадки. Русские народные праздники. Театрализованная деятельность. Полихудожественное воспитание. Процесс приобщения детей к традиционной культуре осуществляется посредством проведения специально разработанных комплексных музыкально-фольклорных занятий, праздников, развлечений. Занятия по фольклору помогают мне проводить музыкальный руководитель Кашицина Ирина Александровна педагог первой квалификационной категории, которая имеет музыкальное образование, стаж педагогической работы. помогает исправить, наш всеми уважаемый методист высшей квалификационной категории, имеющий большой стаж работы, бесценный опыт, Русина Светлана Викторовна .В этих народных праздниках никак не обходится без коллег сотрудников, которые с удовольствием исполняют роли скоморохов, русских народных красавиц, купцов, Бабушек-забавушек и др. они делают наши праздники более забавными и понятными детям всех возрастных групп. Занятия проводятся один раз в неделю, в каждой возрастной группе по подгруппам. Весь материал детям стараюсь преподносить в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятия , делает их более яркими и , как следствие, более запоминающимися. Планирование работы осуществляю на основе народного календаря. Итог работы – проведение народных праздников. Вот некоторые названия развлечений , праздников, досугов, которые проводились и проводятся у на в саду: Покрова», «Осенины», «Колядки», «Радуйтесь люди – новый год к вам будет», «Масленица», Благовещение – птиц на волю отпущение», «ВЕСНЯНКА», «ПРАЗДНИК БЕРЕЗКИ». С ребятами подготовительной группы на занятиях по ручному труду обучаю рукоделию вышиваем, скатерки, салфетки, рушники. Так хочется, чтобы все дети были добрыми, внимательными, заботливыми, щедрыми. Прежде всего занятия с использованием русского фольклора следует рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Превнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда некоторого баловства- вот в чем приоритет фольклорных занятий.именно поэтому можно утверждать; полноценное овладение методикой фольклорных знаний – это вершина педагогического мастерства. На фольклорные занятия распростроняются общие дидактические принципы разработанные для детей всех возрастных групп. Принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество и педагога и ребенка. 1) я должна преложить усилие чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, активно на него реагировать. 2) расширяя понимаемую речь ребенка, формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому на занятии создаю все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения – что-то подтвердить или возразить. 3) вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением. 4)необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Предлагаю детям включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведерочек ( у каждого ребенка должно быть маленькое ведерко; покозать как цыплята ходят и клюют зернышки). Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения я поддерживаю внимание детей. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, не способности к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. Ситуации внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей. Этот прием, очень сильный по своему воздействию, нецелесообразно слишком часто использовать в процессе занятия, т. К. дети привыкают взаимодействовать со взрослым только при условии сильного ориентировочного подкрепления. А это не способствует развитию произвольности поведения. И тем не менее ориентировачные подкрепления необходимы, поэтому разумнее их строить с частичной заменой. Например, кукла поменяла платье, у нее появился бант другого цвета; котик ушел, затем пришел и лакает молоко, спит, т.е проделывает самые разнообразные действия, оставаясь в том же виде; а вот он уже в другом виде: «пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился:»и.т.п. Пользуюсь ориентировочным подкреплением на основе слуховых ориентировочных реакций мой голос звучит то тихо, то громко; то медленно, то быстро :иногда говорю на распев, растягивая гласные. Эти приемы обеспечивают не эмоциональность. Вместе с тем дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям, особым образом реагируют на голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информативную роль. Принцип наглядности. Используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения четкие, лаконичные, сжатые подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ – основной метод принципа наглядности – может быть фрагментарный или полный, с использованием наглядных средств. Один из главных – прием инсценирования произведения с помощью вышеперечисленных и специально отобранных средств (картинки, ширмы, игрушки). С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте.в этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста. Прием инсценирования сочетается синхронно с чтением, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы. прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например петушка, напоить цыплят, посадить на веточке птичек. Этот прием помогает ребенку стать как бы соучастником событий, о которых идет речь. Например, говоря о петушке – «масляна головушка», желательно привести в движение именно часть игрушки; при чтении строки «что ты рано встаешь, голосисто поешь» следует привести игрушку в движение и «подать голос». Этот прием помогает понять смысл прочитанной строки. Прием усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (или в самой игрушке или ее место положения),исчезновением или внезапным появлением в несколько измененном виде. Например, чтобы привлечь внимание к петушку показываю игрушку близко, затем петушок влезает на спицу. Дети видят игрушку под другим углом зрения, с дальнего расстояния. Спица вращается петушок кружится. Как говорилось выше, потешка, присказка, песенки весьма динамичны: каждая строка несет определенное смысловое содержание, смысловая фраза рисует целую картину. И если кто либо из детей не понял первой фразы, то вторая несущая дополнительную информацию ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом. В этом и заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах раннего возраста должна предусматривать обратную связь с детьми. Принцип поэтапности В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, расчитаных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Сменачастей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки пониманя и какого-либо навыка. Я задерживаюсь на каждой части столько, сколько это необходимо для активного освоения смыслового содержания текста. При этом часть текста читаю синхронно инсценировке. Отработав содержательную часть текста, перехожу ко второй, третьей частям занятия. От чего зависит этот переход? От степени усвоения. Если дети не отриогировали на какую-то часть текста, прокручиваю ее еще раз, прибегая к выше перечисленным приемам. Эксперименты показали, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они ен слышат взрослого. Возникает так называемое доминантное торможение. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем, сороки-воровки, яркого петушка, красивой куклы. Наибольшая степень активного освоения в течении одного занятия проявляется не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках. Вот почему необходимо соблюдение принципа цикличности. Таким образом, принципы поэтапности и цикличности в методике фольклорных занятий позволяют осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия,и индивидуального реагирования. При этом рекомендуется при повторном и последующих повторениях не ставить задачу копировать фразы и действия. Сохраняя их общую направленнось, а также точность фольклорного изложения, педагог эмоционально изменяет ситуацию применяя разные приемы наглядности, привлекая внимание детей и вводя в русло планируемой деятельности. Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; не занятий необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Принцип вариативности поможет закрепить и расширить знания детей.(принцип вариативности-повторение занятий в несколько измененном виде)прочтение целого текста складывается как бы само собой после проработке каждой строчки потешки и это вполне понятно: малыши эмоционально откликнулись, проиграли и зрительно восприняли фольклорный сюжет. Вот теперь выразительно, неторопливо, а главное, непрерывно читаю все произведение в целом, от начала до конца. По принципа цикличности воспитатель повторяет чтение произведения в целом. Каждое повторное прочтение должно проходить также увлекательно, как и все занятие. При повторном прочтении меняется характер прочтения. Например, читаю речитативом, а в следующий момент как бы пропевать весь текст, побуждая малышей действовать вместе. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. В практике дошкольного образования мне пришлось пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами, не обращает внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план. Возникает такая потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, локонично, выразительно выражать свои мысли и чувства ,интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику
Категория
Родителям