Цель: вовлечение родителей в организацию развивающей среды для ребёнка в домашних условиях своими руками.
Используемый материал и оборудование: развивающая игра «Цветные числа Кюизенра», «квадрат Воскобовича», заготовки для изготовления развивающих игр своими руками, памятка «Основные правила воспитания и обучения детей в игре».
Ход семинара
- Теоретическая часть
Воспитатель: если вы решили основательно заняться развитием малыша, не пожалейте времени для начала на сбор информации о детских развивающих методиках. А таковых на сегодняшний момент не так уж и мало. Поверьте, не у каждого родителя хватит терпения детально изучить материал, а затем регулярно заниматься с ребёнком.
Так как же выбрать оптимальный вариант? Тут, конечно, можете следовать своим внутренним ощущениям. Однако есть один общий для всех развивающих систем момент – это раннее начало. Развивающих методик много, предлагаю рассмотреть методики, используемые в работе с детьми воспитателями нашего детского сада.
Бельгийский учитель начальной школы Джорж Кюизенер (1891 – 1976г.) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Это счётные палочки, которые являются многофункциональным математическим пособием. При помощи них «через руки» можно формировать у ребёнка понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между» и многое другое.
В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвящённую своему учебному пособию. Кюизенер изготовил набор счётных палочек 10 разных цветов, длиной от 1 до 10 см. Он разработал палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определённое число (демонстрируются палочки из игрового набора). Такую игру можно вполне сделать самостоятельно, заменив палочки цветными полосками из обычного цветного картона (показываю готовые цветные полоски).
Автор современной методики, Вячеслав Воскобович, по профессии инженер-физик, в начале 1990 годов разработал для собственных детей серию игр, которые со временем составили отдельную методику. Для того чтобы увлечь детей, под каждую игру можно подвести сказочную историю. Одной из игр является «Квадрат Воскобовича». Игры с этим квадратом развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.
2. Практическая часть
Займёмся изготовлением «цветных чисел». Начнём с единицы. Это будет эталон измерения. Единица – квадрат белого цвета со стороной 2 см. Отмеряем и вырезаем их 10 штук. Теперь приступаем к изготовлению числа два. Это прямоугольник розового цвета размером 2 на 4. Продолжаем отмерять и вырезать последующие полоски, каждой несколько штук. Полоска «три» будет голубого цвета, четыре – красного, пять – жёлтого. Число шесть – фиолетового цвета, семь – чёрного, восемь – бордового, девять – синего. И, наконец, десять – оранжевого цвета. Цветные числа готовы.